Техника речи как искусство говорить красиво
– важнейший критерий оценки человека, выступающего публично.
К.С.Станиславский писал о том, что «выпадение отдельных букв и слогов — то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо или другие подобного рода уродства. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед…». Действительно, отсутствие техники речи, нечеткая дикция, «смазанные» концы слов и фраз, слишком быстрый или слишком медленный темп речи, однообразие интонаций очень мешают воспринимать оратора. Подобные недостатки всегда будут перетягивать на себя внимание слушателя и отвлекать его от содержания выступления. А в худшем случае слушатель вообще может перестать воспринимать рассказчика и начать думать о своих делах.
Чтобы этого не произошло, каждый человек, вынужденный выступать перед аудиторией, должен работать над своей речью. Но прежде чем найти себе в интернете комплекс упражнений, нужно разобраться: что такое речевая техника, из каких составляющих она складывается. Все мы понимаем, что хорошая речь должна быть четкой, понятной и хорошо слышной. Но это только бытовой уровень восприятия, на самом же деле все гораздо сложнее и многограннее.
Давайте разберемся, из чего состоит техника речи.
Дикция
Дикция – это четкое произношение согласных. В русском языке именно согласные выполняют смыслоразличительную функцию, они оформляют поток гласных, придавая ему смысл. Преподаватели по сценической речи и вокалу часто сравнивают гласные звуки с рекой, а согласные – с ее берегами. Разборчивое произнесение согласных составляет основу воспринимаемой и понятной речи. Они не должны проваливаться, проглатываться и залипать.
Как правило, недостатки дикции происходят из-за вялости артикуляционных мышц. Ежедневно выполняя гимнастику для лица и комплекс тренировочных упражнений, можно достичь хороших результатов уже через несколько недель. Отдельное произнесение глухих и звонких взрывных согласных, сонорных и шипящих поможет вам включить в работу все «спящие» мышцы голосового аппарата.
Главное – не жалеть себя и произносить все упражнения предельно четко. На первых порах вам будет очень сложно, неудобно и даже больно – это нормально. Зато через некоторое время вы будете воспринимать дикционные упражнения как зарядку: после них ощущается прилив сил, желание говорить еще и еще, речевая легкость и свобода.
Темп
Темп речи или ее скорость – очень важная составляющая. Попробуйте прислушаться к окружающим вас людям. Вы сразу заметите, что тараторящего и захлебывающегося словами собеседника приходится часто переспрашивать, более того, долгое общение с таким человеком очень утомляет, даже если в целом он вам приятен. Слишком медленная и тягучая речь раздражает точно так же, как неумеренно быстрая. Медленного, «сонного» рассказчика слушать просто невыносимо: если сначала вам просто хочется подтолкнуть его, то через какое-то время возникнет желание как можно скорее попрощаться.
Если вы хотите быть интересным докладчиком или собеседником, обратите внимание на темп собственной речи. Важно уметь не только придерживаться нормального темпа (примерно 120 слов в минуту), но и уметь варьировать скорость речи в зависимости от содержания. Если вы хотите привлечь внимание к своим словам, подчеркнуть их, в этом месте нужно замедлиться, а вот эмоциональное повествование допускает небольшое ускорение.
Интонация
Интонация не только организует звучащий текст, но и придает ему смысловое значение. Интонационное богатство русского языка неисчерпаемо, одну и ту же фразу можно произнести сотнями способов, каждый раз – с новым оттенком речи. Хорошие драматические актеры и чтецы в совершенстве владеют интонацией и мелодикой речи, это позволяет им проникать в смысловую глубину воплощаемых образов, произносить монологи героев так, что за словами разворачиваются настоящие панорамы человеческих жизней и страданий. Авторский художественный текст – это всего лишь мертвый скелет образа, оживить его можно только при помощи интонации. Повышение и понижение речевого тона, использование и создание интонационных рисунков – это очень сложный творческий процесс. Студенты театральных вузов затрачивают несколько лет жизни на овладение этим навыком.
Паузы
К.С.Станиславский называл паузы «важнейшим элементом нашей речи и одним из главных ее козырей». Пауза выполняет очень важные задачи: она выделяет главные слова, придает им вес и убедительность, она дает слушателю время, чтобы осмыслить сказанное и сделать выводы, она позволяет оратору (или его герою) собраться с мыслями. В ряде случаев пауза может быть намного выразительнее и красноречивее слов. Минимальные или искусственно затянутые, паузы делают человеческую речь живой. Для актера это настоящий клад. Сергей Юрский добрую половину своей книги воспоминаний (кстати, она даже называется «Кто держит паузу…») посвятил размышлениям об этом выразительном средстве и анализу примеров гениального использования пауз в театре и кино. О значении паузы можно прочитать и в книге Станиславского «Работа актера над собой в творческом процессе воплощения».
Режиссеры и актеры делят паузы на физиологические, ситуативные, интонационно-синтаксические, интонационно-логические, психологические и паузы размышления. Разумеется, в живой разговорной речи мы не задумываемся о значении пауз, и простому человеку эта классификация окажется ненужной. А вот актерам приходится очень много работать над художественным текстом, не только «раскрашивая» его интонационно, но и расставляя в нем паузы, тщательно обдумывая каждую.
Тембр голоса
Звуковая окраска голоса, его тембр во многом определяется природными данными. Строение голосового аппарата, форма и высота нёба, длина и толщина голосовых складок, а также гормональный фон – вот индивидуальные особенности человека, от которых зависит принадлежность его голоса к одному из типов.
Тип голоса (тенор, баритон, бас, сопрано, контральто – эти певческие термины применимы и к обычной речи) – это данность, имеющийся материал, но не более того. Красоту тембра, его мягкость, ровность, округлость в абсолютном большинстве случаев нужно вырабатывать искусственно. Людей с изначально поставленным голосом очень мало, впрочем, им часто приходится работать над своим аппаратом еще больше, чем всем остальным: большой, мощный, богатый голос часто оказывается неуправляемым. Контролировать его очень сложно, а уметь делать это необходимо как певцу, так и драматическому актеру.
На тембр голоса очень сильно влияет дыхание, осанка, эмоциональное состояние, общее здоровье организма. Тем, кто хочет иметь поставленный звучный голос, нужно не только выполнять голосовые упражнения, но и делать дыхательную гимнастику, хорошо высыпаться, по возможности заниматься плаванием. И, конечно, заботиться о здоровье своего голосового аппарата.
Тон
Тон речи, ее звуковысотность оказывает большое значение на восприятие. Установлено, что низкие частоты более приятны для человеческого уха, чем высокие. Слова, сказанные «на низах» лучше воспринимаются, скорее доходят до слушателя, обладают большей убедительностью. Оптимальной зоной разборчивости речи является дипазон от фа до си малой октавы, причем, как для мужчин, так и для женщин. Разумеется, выход за эти рамки допустим, но только в некоторых случаях (например, при очень эмоциональной речи) и на короткое время. Говоря на повышенных тонах человек не только затрудняет восприятие слушателя, но и серьезно вредит самому себе. Лишнее напряжение мышц и поднятая гортань постепенно становятся привычкой – и очень скоро человек замечает, что голос очень быстро устает, начинает подхрипывать. Для тех, чья работа напрямую связана с голосом (певцы, актеры, преподаватели, экскурсоводы и т.п.) это может обернуться настоящей бедой.
Поэтому очень важно говорить в оптимальной зоне звуковысотности – это не только сделает вашу речь приятной на слух, но и сохранит вам здоровый головой аппарат.