Театр – это главный вид зрелищных искусств. Истоки его находятся в глубокой древности: первыми театральными представлениями можно считать первобытные языческие обряды. А вот своему названию театр обязан древней Греции: в античные времена именно этим словом назывались зрительские места.
Театральное искусство включает в себя несколько направлений: драматический театр, театр кукол, оперу, оперетту, балет, пантомиму… Каждое из этих направлений имеет свою историю развития, свои отличительные признаки, традиции, своих выдающихся артистов. И тем не менее все они не зря объединены словом «театр». Все они обладают особенностями, отличающими их от других родов и видов искусства. Специфические «театральные» черты едины для всех его направлений.
Что же делает театральное искусство уникальным? Что делает театр театром?
Театральное искусство имеет синтетическую природу.
В театре практически все виды искусства сливаются воедино. Один драматический спектакль может включать в себя одновременно литературу (текст пьесы, сценарий), изобразительное искусство (декорации, реквизит, костюмы), инструментальную и вокальную музыку (исполняемую на сцене, за сценой или звучащую в записи), хореографию (постановочные и/или импровизационные актерские танцы) и т.д. Кроме того, современный театр широко использует технические возможности (конструкция сцены, ее машинерия, использование световой и звуковой аппаратуры, разнообразные сценические эффекты, например, дым, проекция изображений и пр.). Даже научные достижения театр научился использовать в своих целях! Мало кто задумывается об этом, но в основе творчества актера и режиссера лежат научные разработки нескольких поколений психологов. Медицина и физиология напрямую связаны с обязательными для актера занятиями по сценическому движению, акробатике, сценической речи и вокалу. Огромный клад в развитие театра внесли исследования историков и литературоведов.
Театральное искусство – это коллективный творческий процесс.
В создание спектакля вовлечено огромное количество людей. Актеры (часто – несколько составов), режиссер, помощники режиссера, композитор, художники по декорациям, костюмам, реквизиту, портные, бутафоры, музыканты, гримеры, костюмеры… Кроме них над спектаклем трудятся рабочие сцены (осветители, звуковики, специалисты по прочим сценическим эффектам). Администрация театра, бухгалтеры, продюсеры, специалисты по рекламе – все эти люди тоже вносят большой вклад в создание художественного произведения.
От слаженности работы всего театрального коллектива зависит вся судьба спектакля: начиная с принятия решения о постановке и заканчивая юбилейным трехсотым представлением. Стоит ли говорить о том, как сложно такому количеству людей скоординировать свои действия, прийти к творческому консенсусу и создать что-то новое и прекрасное в мире искусства?
Однако, работой театральной команды «коллективность» театра не исчерпывается. Режиссеры очень любят повторять фразу: «театр без зрителя не существует». Это действительно так. Даже самый гениальный отрепетированный спектакль не является художественным произведением до тех пор, пока его не увидит зритель. Зритель является полноправным соавтором спектакля. Человек приходит в театр с работы или учебы, сдает пальто в гардероб, занимает свое место в зале, отключает мобильный телефон – и начинает свой сокровенный творческий процесс. Он воспринимает спектакль во всей его полноте: от актерской игры и чистой работы спецэффектов до тонкого режиссерского замысла, впитывает в себя слова, пластику, микродвижения, мимику актеров, звук, свет, цвет… Проникается сюжетом пьесы и его режиссерским толкованием, чувствует тонкие психологические оттенки. А кроме того, корректирует спектакль в своем воображении, трансформирует его по-своему, придавая особое значение тем или иным компонентам, расставляя свои акценты, делая свои выводы. Случается даже, что зрительское восприятие переворачивает режиссерский замысел с точностью до наборот – и человек уходит из зала с совершенно противоположной эмоцией, чем та, которую хотел вызвать создатель спектакля.
Конечно, внимательный и восприимчивый зритель, способный отключиться от собственных мыслей и погрузиться в искусство – это подарок для актера. Таких, к сожалению, меньшинство. Большая часть воспринимает искусство на наивно-реалистическом уровне и даже не стремится проникнуть в своих мыслях дальше сюжета. И тем не менее, все остальные компоненты тоже воздействуют на зрителя, пусть даже это происходит незаметно для него самого.
Из совместности создания спектакля театральным коллективом и зрителем возникает еще одна особенность театрального искусства.
Театральное искусство сиюминутно.
Художник может написать гениальную картину – и она будет оставаться совершенной долгие годы. Писатель может создать великолепный роман или поэму – и, обнаруженное через много лет, достойное произведение обязательно найдет своего читателя и принесет своему автору славу (пусть даже посмертную). Театральный спектакль существует только во время воспроизведения. Его нельзя сохранить, законсервировать, передать следующим поколениям зрителей. Каждый спектакль живет по принципу «здесь и сейчас», каждый спектакль уникален. Актеры (и некоторые из зрителей) точно знают: сыграть один и тот же спектакль одинаково невозможно. Спектакль – живое существо, он неуловимо меняется, приобретает новое качество, обрастает деталями и нюансами. Процесс его создания не заканчивается генеральной репетицией – готовое произведение обязательно проверяется на зрителе, и часто зрительская реакция или ее отсутствие ведут за собой изменения в спектакле.